База знаний
Статьи Trisystems

Применение научного подхода при построении программы физической подготовки профессионального спортсмена

В настоящий момент я тренирую 1 Заслуженного Мастера Спорта и 4 МСМК по велоспорту. В данной статье хочу поделиться, как выстраиваю программу физической подготовки данных спортсменов.


Оценка текущих функциональных возможностей спортсмена

Первый шаг — это оценка текущих функциональных возможностей спортсмена. Меня интересуют спринтерские и темповые возможности, способность выполнять затяжное (2–4 минуты) ускорение, скорость восстановления и способность к повторным ускорениям.

Сделать это можно двумя способами — полевым и лабораторным. В полевом методе я могу попросить спортсмена выполнить различной длины отрезки на максимум, от 5 секунд до 30 минут. В лабораторном методе также будут различной длины отрезки, но большинство из них будут не максимальными. В лабораторном методе я могу получить более полную информацию при меньшем вложении усилий. По возможности я стараются комбинировать оба этих метода.

Построение модели

Второй шаг — это построение модели. Задача данного этапа построить виртуальную модель спортсмена, который будет способен выиграть соревнования, к которым осуществляется подготовка. Для этого мы сравниваем текущие функциональные способности спортсмена и расчетные из модели и понимаем над чем нужно работать. К примеру, у спортсмена могут быть уже достаточно развиты спринтерские качества и для победы ему недостает темповых способностей. Бывает, что нужно работать и над темпом и над спринтом.

Выдвижение гипотезы

Третий шаг — выдвижение гипотезы. Основываясь на многочисленных исследованиях, в которых оценивалась эффективность различных методов развития физических способностей, мы можем выдвинуть гипотезу и проверить ее экспериментальный путем.
Другими словами, если нам нужно развивать темповые способности и сохранить при этом спринт, то мы можем найти более 10 подобных исследований, где пытались сделать тоже самое. И выбрать вариант, который более похож по уровню участников к нашему случаю и имел при этом лучшие результаты. Со временем мы будем также использовать свой уже накопленный опыт и опыт коллег, с которыми мы поддерживаем общение и делимся результатами. В совокупности это позволит выдвигать более точные гипотезы.

Тестирование гипотезы

Четвертый шаг — тестирование гипотезы. Для профессионального спортсмена обычно достаточно 3–4 недель тренировок, чтобы значительно повлиять на физическую форму. В течение этих недель мы реализуем задуманную программу подготовки, адаптируя ее в зависимости от самочувствия атлета, оценок измерений уровня его восстановления и каких-то непредвиденных ситуаций.


Оценка результатов

Пятый шаг — оценка результатов. На этом шаге мы снова проводим оценку функциональных возможностей спортсмена и оцениваем изменения. Важно, чтобы тестирования были проведены в тех же условиях, что и в первый раз, чтобы мы могли статистически достоверно оценить изменения физических показателей.

Выдвижение новой гипотезы

Шестой шаг — выдвижение новой гипотезы. Какими бы не были результаты, нам нужно строить новую гипотезу. Продолжать ли работу в том же направлении или пробовать новые методы. Зависеть это будет от периода подготовки и результатов проделанной работы.

В данной статье я описываю применение научного подхода к физической подготовке спортсмена. На практике же мы понимаем, что не только от физических способностей зависит результат спортсмена. Однако, данная модель работы со спортсменов может воспроизводиться и при других целях и задачах. К примеру, если мы работаем над психологией, техникой или тактикой, мы точно также оцениваем текущий уровень, выдвигаем гипотезу и ее тестируем.
Своевременная оценка изменений позволяет не наступать на одни и те же грабли и принимать быстрые решения при отрицательных результатах. А также учит, как организм данного спортсмена реагирует на ту или иную работу.

Статью подготовил Сурен Арутюнян спортивный физиолог, тренер спортсменов сборной РФ и основатель онлайн-платформы для спортсменов-любителей Trisystems.